Удомля. Бомбарда и отводной

Удомля. Бомбарда и отводной.

Довелось мне в этом году летом съездить в Удомлю, в Тверскую область, в город при Калининской АЭС, безусловно, родственник Десногорска. Те края уже сильно отличаются от нашей средней полосы России. Чувствуется влияние севера, много камня, много интереснейших небольших озер и рек и с чистейшей водой, и с торфяной, погода очень быстро меняется и плохо поддается прогнозу, видимо, сказывается одновременное влияние и Балтики, и северных широт.

Прекрасное озеро Удомля, одноименное с городом, выполняет функции бассейна-охладителя, посему температура воды в нем зависит больше от особенностей технологии работы АЭС, а не от прогноза погоды за прошлую неделю.

Рыбы водится в озере много и всякой. Берега его, извилистые и сильно зарастающие тростником, как правило, мелководны. Летом все сильно зарастает водорослями. Рыбаки, как всегда жалуются на отсутствие клева, но – ловят. Улов едят. Ловля производится с берега и с лодок. Из снастей, в основном – донки, чаще на леща, но, с большим прицелом на трофейных амуров и прочих толстолобиков. Спиннингисты довольствуются щукой, щука тут обыденна, жаловались мне, что судак в этом году как-то плохо берет.

Вооружившись самой передовой теорией, я отправился на озеро решать вопрос, правда ли, как в фильмах на YouTube, красноперка обожает ловиться на бомбарду с искусственной мухой, или же это не так.

Место для рыбалки выбиралось с точки зрения удобства подъезда на машине и возможности ее оставить вне пределов видимости на какое-то время. Погода была довольно ветреной, поэтому приходилось искать хоть немного затененные береговые окна и не все интересные места удалось посетить.

Старенький параболик Shimano, смейтесь, смейтесь, - я уже купил и другую палку, в руки и начинается работа. Заливчик диаметром метров пятьдесят, с интересными выступами тростника, естественные перепады глубин от 50 до 150 см, бель ходит, зарослей донных водорослей нет. Мое предположение,- красноперка будет стоять у границы тростника и в зоне перепада глубин. После получаса работы прихожу к выводу, что красноперке мое занятие неинтересно, возможно, ввиду ее отсутствия в данном месте. Ловящие на вертушки рядом спиннингисты за это время успели вытащить по паре килограммовых щучек и, благодушно настроенные, рассказали мне о подробностях берегового рельефа.

Следующее место представляло собой 300-метровую береговую полосу с ветром под левую руку, береговым тростником и обильными, но не сплошными зарослями водорослей. Предположение, что красноперка будет стоять в водорослях, и что выманить ее на границу удастся, подтвердилось.

Выбор тонущей мушки определился так – небольшой размер, немного шерсти, цвет серый или коричневый, крючок 12 номер, флюорокарбон 0.16 в качестве поводка. Я стал исследовать доступные окна в водорослях в пределах тридцати метров от берега. Начинал с равномерной быстрой проводки, на пороге всплытия мухи, и затем снижал и снижал скорость. Сразу было выявлено, что перспективные окна в водорослях не имеют прямых выходов к берегу, посему выводить муху придется сложно. Результатом стала утеря пары мух.

Первый результат появился при использовании свободного падения мухи до глубины порядка 15-20 сантиметров при паузе в движении. Хватка, легкая подсечка, и первая рыбешка с огненными плавниками извлекается из воды. Ура рыбакам Калужской области!

Кстати, в окнах, из которых извлекалась рыба, водоросли были, просто они не выходили на поверхность – очень скоро я это узнал. Плетенка, используемая в качестве основной лески, позволяла продирать муху сквозь водоросли, но я старался избегать больших скоплений травы при проводке. Замечу, что красноперка, наоборот, считала, что уход в самую гущу и последующее закручивание поводка вокруг самых толстых пучков водорослей, доставляет мне большую радость. Часто дело заканчивалось сходом рыбы в траве.

Прогулка по всей длине выбранного места не выявили больших отличий в повадке красноперки.

Она с удовольствием выходит на приманку из водорослей, она любит паузы и свободное падение приманки, скорость проводки – средняя, 2-4 сантиметра в секунду, глубина проводки – до 15 сантиметров.

Поскольку бомбарда была плавающего типа, весом 7 грамм, ее удавалось достаточно точно проводить по требуемой траектории. Тонущая бомбарда в таких условиях была бы плохо применима.

Тут же мне встретились два рыбака-поплавочника, которые ловили на червя в окнах среди водорослей подлещиков и красноперку. Они объяснили мне мое недоумение стандартным размеров красноперки, и довольно мелким, к тому же, в отличие от десногорской, тем, что у них «такая порода» и заверили, что рассчитывать на какую-то иную не стоит.

К тому времени штук пятьдесят красноперок уже было поймано и отпущено, техника ловли, на мой взгляд, отработана, и я решил заняться новациями. У меня с собой была пара нимф, таких имитаций зелененьких личинок-червячков на крючке без всякой шерсти, но утяжеленных свинцовой проволокой. Прямой участок берега заканчивался поворотом к основному руслу, скорее протоке, глубины увеличивались, водоросли уходили с поверхности, появились признаки окуня.

В свободном состоянии мои зеленые нимфы тонут со скоростью около 3 сантиметров в секунду, при проводке поток эту скорость, конечно же, уменьшает. Первые забросы нимфы принесли мне первого удомльского матросика. Он традиционно извлекался с границ растительности, а по размеру не слишком отличался от «спортивного стандарта», но было его много.

К этому моменту мои предположения оправдались, и я увидел первый окуневый котел на расстоянии метров 40 от берега. Почему-то я не увидел там чаек. Каждая проводка через котел со средней скоростью и мелким твичингом приносила брата-матроса. Заброс производился метров на восемь за котел. Удалось сделать 4-5 забросов. Ожидая следующего буйства, я исследовал нимфой и береговую кромку, и окрестности скоплений водорослей, пробовал разные глубины, повторюсь, что нимфа утяжеленная.

Мне удалось обловить еще три-четыре котла, спасибо, что плетенки на катушке была полная размотка, поскольку стаи уходили от берега, и я немного заскучал. Уклейку я решил не ловить, да и вообще прогулка по берегу, беседы с местными товарищами, очень дружелюбными, и выбор места для ловли на следующий день показались мне более интересными. Кроме того, лето-летом, но на удомльском ветерке я уже немного продрог, хотя работа с бомбардой и согревает, пора было переключаться.

На следующий день я приехал к мосту через протоку, там было где поставить машину, да и место было интересным. Народ оттягивался на подлещиках и густере на поплавочную удочку с прикормкой. Много - не много, но за час по паре килограммов поднимали все. Лещатники контролировали свои колокольчики, а я, решив, что красноперке здесь не место, достал отводной поводок, твистеры приступил к полному моральному разложению. Кроме окуня мне ничего не попалось. Окуня оказалось много, окунь разный, наиболее стабильно он извлекался прямо из-под опор моста, единственным неудобством была высота подъема, что уменьшало количество пойманных в единицу времени. Местные товарищи заинтересовались, мы совместно провели «разбор полетов» по особенностям применения отводного поводка, мне известным, поделились опытом. Один местный рыбак раза четыре молча прошел мимо нас туда-сюда, гордо держа в руке окуня грамм на 700. Но, нам и своей рыбы хватало.

На этом моя рыбалка на Удомле в 2012 году закончилась.

{crossposting}